Идея или деньги? Что такое инновации в современном мире

Сегодня инновации ассоциируются с доходом и богатством, но так ли это?

Раньше изобретателями были поэты, мыслители, ремесленники и учёные, а не бизнесмены. Древнегреческий философ Сократ известен своими идеями, а не тем, что благодаря ему прославились производители цикуты – яда, с помощью которого он покончил с собой.

Мы помним мысли и заключения изобретателей, а не уровень их дохода.

Почему же сегодня инновации стали частью бизнеса?

Размышляя об изобретениях, многие тут же переводят новаторские идеи в деньги. Мы сразу вспоминаем  успешных современных капиталистов, таких как Илон Маск, Билл Гейтс или Уоррен Баффетт.

Предприниматели не спешат развенчивать мифы, и я их не виню. Это лишь показывает, что опасно доверять какой-то одной группе, общему определению понятий «инновации» и «изобретатели».  

Деньги – не обязательное условие

Для своей докторской диссертации я опросил 20 канадских изобретателей из разных сфер, что же мотивирует их к инновационной деятельности. Среди прочего интересовался, считается ли идея инновационной, даже если точно не принесёт доход.

Шесть опрошенных были бизнесменами, 24 – нет. Все тридцать сказали, что деньги не обязательное условие для инновационной идеи, и что большинство великих концепций сугубо межотраслевые.

Когда я провёл своё исследование среди 500 канадских изобретателей вне бизнес-сферы, ни один из них не счёл денежное вознаграждение мощной положительной мотивацией. Звон монет тут бессилен.

Инновации только недавно стали ассоциироваться с деньгами, раньше они зачастую понимались как нечто междисциплинарное.

Именно поэтому мы знаем имя Марии Кюри, объединившей физику и химию в новую область радиологии и радиотерапии. Мы помним Сунь-цзы, стёршего грань между стратегией, историей, философией и военной тактикой. Мы не забыли Майкла Фарадея с его открытием бензина и популяризацией изучения электрики – он скомбинировал разрозненные идеи из математики, физики, образования и природоведения.

Я уверен, что мы изобрели огонь не для того, чтобы покупать яхты

Эти изобретатели стали известны в одной сфере, хотя вдохновлялись и работали во многих направлениях. И они не были богаты.

Успех меньшинства

Мы забыли об искусстве. Кем были великие мыслители эпохи Возрождения? Поэтами, художниками, композиторами, философами и драматургами. А ещё инженерами, авторами, учителями и лидерами.

Если мы поставим во главу угла заработок, то сузим круг изобретателей к белым мужчинам-предпринимателям. Это шаткий критерий. Тогда заслужено хвалить стоит только капиталистов – а что же со всеми остальными?

Давайте будем рассматривать инновации через их социальную вовлеченность. Бизнес внёс существенный вклад в человеческую изобретательность, но ведь есть ещё много других направлений.

Если мы определим инновацию как новаторское воплощение идей, несущих ценность, то вполне логично, что наиболее перспективный и наименее использованный источник изобретений – это скрещивание знаний и умений в разных дисциплинах для более креативного подхода к решению проблем.

Почему тогда мы связываем инновации с денежным успехом? Буду краток: предприятия имеют большее влияние на людей и вкладывают в это средства. Насколько это влияние велико? Судя по данным, собранным по посещениям сайтов, люди в 21 раз больше подвержены влиянию со стороны корпораций, чем со стороны общества, в котором живут.  

Несмотря на то, что в медиа, литературе и социуме доминирует образ бизнес-инноваций, статистика Канады и США говорит о другом. Подавляющее большинство изобретателей – не бизнесмены, а наибольшее количество новых идей исходит от культурных и этнических меньшинств.

Мы изобрели огонь, чтобы выжить

У многих людей есть задатки изобретателей – даже если не все прославятся этим. Но у каждой свежей мысли есть потенциал что-то привнести в жизнь людей, даже если шансов заработать деньги мало.

Капитализм дал основное определение инновациям. Но они не обязательно связаны с деньгами. Инновации распространены и вне бизнеса – стоит только оглянуться. Я уверен, что мы изобрели огонь не для того, чтобы покупать яхты.

Мы изобрели огонь, чтобы не замёрзнуть насмерть. Инновации появляются в среде людей тогда, когда мы сталкиваемся с препятствием, а не только хотим заработать.

Человечество боролось с проблемами и совершало решающий прыжок в бесчисленных сферах деятельности. Именно поэтому мы с гордостью воспринимали изобретения как нечто междисциплинарное и ценили их за возможность улучшить общество – а не за прибыль.

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу  Мнения Нового Времени

Больше блогов здесь

 

Подпишитесь на журнал НВ по специальной цене

До конца ноября дешевле на 110 грн.
Оформите подписку на журнал на 12 месяцев всего за 559 грн.

Оформить подписку

Ukraine-2020

Facebook Twitter Google+

Leave a Comment