Как ребенок перенесет переезд в новую страну? Блог психолога Натальи Гаевской

Три проблемы, с которыми могут столкнуться дети эмигрантов

За последнее время все больше украинцев задумываются об эмиграции в другую страну, ищут там лучшей доли и достаточно часто планируют переезд всей семьей. Какие последствия такого решения в первую очередь для детей, особенно, если это подростки? С какими проблемами и вызовами предстоит встретиться семье? И как их эффективно преодолеть?

Дело в том, что в возрасте плюс-минус 11-16 лет подросток находится в зависимости от родителей, поэтому вопрос эмиграции с детьми, как правило, не обсуждается. Их ставят перед фактом отъезда.
Еще находясь дома ребенок переживает вынужденный обрыв значимых отношений: родственники, друзья, одноклассники, все, что было привычным и близким, придется покинуть. После приезда в новую страну у подростков далеко не сразу складываются отношения со сверстниками, что может привести к хроническому стрессу и психологическим проблемам следующего типа:

1. Каковы бы ни были хорошие отношения между родителями и детьми, после переезда в новую страну они меняются. Одной из причин является то, что дети видят, с какими трудностями приходится сталкиваться их родителям на пути адаптации в новой стране, и не хотят добавлять им еще и свои проблемы. Особенно это касается случаев, когда родители бросаются в крайности: либо сосредотачиваются только на построении успешной карьеры, или активно устраивают личную жизнь, или наоборот опускают руки от бессилия интегрироваться в новое общество, переживают депрессию. В дальнейшей, уже взрослой, жизни это чревато укоренившимся мнением, что «за все необходимо платить», «свое счастье необходимо выстрадать» и т.п. И даже имея все атрибуты счастья, таким детям сложно испытывать удовольствие от жизни.

Иногда дети пытаются освободиться от своих некомпетентных, «древних» родителей

В подростковом возрасте актуальным становится сравнение со сверстниками. Дополнительные конфликты могут возникать на почве неприятия родителями, например, нового стиля одежды их ребенка или новых предпочтений.

Смещение ролей родителей также негативно влияет на отношения с детьми. Некоторые дети привыкли к тому, что их родители до эмиграции занимали высокие должности, а материальное и социальное положение было довольно хорошим. Однако, часто бывает так, что в начале эмиграции родители получают социальную помощь или работают на низкоквалифицированных работах и ​​не могут в полной мере удовлетворить все потребности детей.

Дети эмигрантов, как правило, имеют более быстрый и короткий период адаптации чем их родители: они не успели состояться как личности на родине, лучше усваивают язык (в силу возрастных особенностей), им необходимо ходить в школу, что также способствует более быстрой интеграции. Часто именно они резко вырываются впереди своих родителей и начинают занимать ведущие роли в семье в силу лучшей компетентности, по сути становясь «родителями» для собственных родителей. Иногда дети пытаются освободиться от своих некомпетентных, часто немых, «древних» родителей, тем самым обостряя отношения в семье. Иногда они даже стесняются своих родителей перед новыми друзьями. Все это не способствует сплоченности семьи с целью успешной адаптации в новой стране.

2. Взаимоотношения подростка с одноклассниками. В Канаде иная система образования чем в Украине, которая далеко не всегда изначально положительно воспринимается подростками из семей эмигрантов. Во-первых, потому, что уровень знаний английского языка у вновь прибывших не всегда на должном уровне, они вынуждены срочно осваивать и язык, и параллельно школьные предметы. Это провоцирует дистанцию ​​между подростком и другими детьми в школе. Гораздо легче вообще не говорить с другими детьми из-за плохого знания языка, поэтому в конце концов подросток может оказаться в изоляции. Именно в тот период своей жизни, когда контакты со сверстниками и завоевание своего «места под солнцем» среди них выходят на первый план.

Во-вторых, в самом начале обучения у вновь прибывших подростков не такие успехи в школе, к которым они привыкли, что может привести к снижению самооценки и негативному восприятию собственного «Я».

В-третьих, несмотря на более легкую учебную программу в канадских школах, по сравнению с украинскими, сам процесс обучения требует большей самостоятельности и ответственности от детей. Далеко не каждый оказывается готовым к этому, особенно, когда подросток привык к тому, что «за него все порешают». Это часто приводит к фрустрации, и перед подростком открывается два пути: либо научиться играть по новым правилам игры, или окончательно сойти с пути. Именно здесь, на этом этапе, очень важна поддержка в семье, понимание родителями того, что происходит с ребенком.

3. Неправильное самовосприятие ребенка, когда он не получает достаточной поддержки от семьи, а также не пользуется авторитетом среди сверстников, может привести к снижению самоуважения и, как следствие, к проблемам с социализацией, агрессивности, девиантному поведению. Часто в зоне риска оказываются подростки из семей с невысоким достатком, поскольку, попадая в новую социальную и материальную среду, у них возникает внутренний конфликт из-за несоответствия уровня потребностей и уровня возможностей. Они видят много новых для себя вещей, которые им недоступны, однако, очень желанны.

Также для подростков характерно формирование идеальных представлений, они рисуют себе картину «новой жизни» в новой стране и, когда эта картина постепенно разрушается, это может вылиться в агрессивное, социально неприемлемое поведение или наоборот подавленное, аутоагрессивное поведение.

 Текст публикуется с разрешения автора.

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Больше блогов здесь

Украина 2020. Экономика

Не пропустите! Уже завтра, 18 октября, состоится лекция НВ «Экономика 2020». Новый курс или старые реформы? Приватизация или откаты? Доллар по 8 или 50? Рост или дефолт? Спикеры: Андрей Коболев, Виктор Пинзеник, Оксана Маркарова, Ольга Гуцал.

Попасть на лекцию

Ukraine-2020

Facebook Twitter Google+

Leave a Comment