Маленькие люди на войне. Рецензия на украинский детектив «Позывной Бандерас»

Плюсы и минусы нового военного детектива про зону АТО

Вначале была «Гвардия». Дёшево и сердито.

Потом пришли «Киборги». Глубоко и драматично.

В году текущем вышел «Позывной «Бандерас».

Новый фильм Зазы Буадзе («Червоный») оставляет после себя очень неоднозначное послевкусие, так что «Киборги» могут не беспокоиться. Пальму первенства новейшего украинского исторического кино выхватить у них из рук не получилось.

Основной вывод, что напрашивается при выходе из кинозала, – мы свыкаемся с войной.

АТО (или теперь уже ООС) постепенно теряет значение «суть», понемногу превращаясь в декорации, на фоне которых разворачиваются уже порой тривиальные истории.

Это всё было пройдено в «рембах», «коммандах» и «крепких орешках» тридцать лет назад

«Гвардия» была состряпанной на колене натуральной агиткой с минимальным бюджетом. Но за пророческую фразу Алексея Горбунова «Вот и выросли новые герои!» ей простить можно было многое. В конце концов, именно из «Гвардии» вышел Ахтем Сейтаблаев, который в прошлом году создал тех самых «Киборгов». Его фильм копал глубоко. Имея мелкие недочёты, через своих персонажей он очень тонко вёл диалог со зрителем, заставляя последнего заглянуть в себя и дать, в первую очередь, себе же ответ, почему стоит сражаться за Украину. Отдельными плюсами в карму легли проработанный сценарий, операторская работа и командир Серпень в исполнении Вячеслава Долженко, который был стержнем всей ленты.

А теперь по Борщову. По «Бандерасу». Грузинский режиссер состряпал комплексное киноблюдо, многие компоненты которого по вкусу всем, некоторые – на любителя, а отдельные – откровенно слабые.

Плюс. Интрига

Несмотря на банальный сюжет (найти «крота» среди своих), команде сценаристов удаётся до определённого момента удерживать интригу с антагонистом. Разбрасывая по хронометражу ложные подсказки, они ведут зрителя и самого Бандераса от одного подозреваемого к другому, чтобы, в итоге, «кротом» оказался тот, на кого грешно подумать.

Минус. Нераскрытые персонажи

Если на детективную линию умения авторов хватило с головой, то на раскрытии героев они явно выдохлись. Вдохновения осталось ровно на одного второстепенного персонажа – сепара Леху. Это единственный герой, который за весь фильм переживает хоть какое-то развитие, сожалеет о выбранном пути, раскаивается и изливает в зал свои эмоции. Все остальные, включая протагониста и «крота» – это щербатые кусочки паззла, которые в принципе невозможно собрать воедино. Прошлого нет, мотивация не понятна, участие в событиях минимально.

Плюс. Операторская работа

По качеству картинки «Позывной «Бандерас» ни в чём не уступает «Киборгам», а «Гвардии» дает несколько кругов фору. В этом заслуга Александра Земляного, который работал вместе с Буадзе над «Червоным». Внимательный зритель может заметить пару косяков, вроде того, что при артобстреле дома взрываются изнутри, а не снаружи, но даже в таких эпизодах стоит отметить усилия оператора по сглаживанию логических шероховатостей.

Минус. Провисшая концовка

Снова вопрос к сценаристам. Достойный военный детектив после выполнения своей главной задачи – найти лазутчика – скатывается в третьесортный боевик «всех убью – один останусь», где на потеху зрителю неумные сепары по-македонски стреляют в неуязвимого главного героя, а он такой вытирает грязь с лица и на последней секунде перерезает красный провод. Это всё было пройдено в «рембах», «коммандах» и «крепких орешках» тридцать лет назад. Авторы уверены, что АТО проводится именно так?

Плюс. Игра Олега Шульги

Непонятный бэкграунд персонажа оставим на совести сценаристов, а вот самого Олега Шульгу стоит отметить за достойное поддержание образа армейского контрразведчика. В любой ситуации он спокоен, собран, деловит и в меру загадочен. Держится молодцом, как настоящий рыцарь плаща и кинжала. После сепара Лехи это второй герой, которому веришь.

Минус. Языковой вопрос

Этим недугом приболело несколько заметных украинских фильмов последних лет. И если ранние ленты 2014-2015 годов (вроде «Мира вашему дому») ещё можно было оправдать переходным периодом, то что сегодня заставляет снимать на русском, а потом переозвучивать на украинском, остается только гадать. Актёры говорят чужими голосами, шевеля губами невпопад. А с учётом региона и обстоятельств, о которых идёт речь в «Бандерасе», уровень непонимания такого подхода превышает все допустимые значения.

Итого.

Презрев общепринятые правила математики, в случае с «Позывным «Бандерасом» можно уверенно констатировать, что «плюс» на «минус» будет «плюс».

Да, у новой работы Зазы Буадзе хромая нога сценария, и логика порой берёт отгул за свой счёт. Однако вместе с этим, под свою историю авторы подкладывают базис, который не зиждется исключительно на противостоянии идеологий. По логике создателей, мы для себя уже однозначно решили, чью сторону и почему нужно принимать. А, значит, теперь пришло время в канву геополитических событий вписывать истории «маленьких людей», чьей движущей силой будет не только долг или приказ, но и давние сердечные привязанности. Противостояние идеологий и лозунгов уступает место борьбе человеческих натур со своими силами и слабостями.

И за такой подход «Позывной «Бандерас» получает уверенный «зачёт».

7 из 10 

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Больше блогов здесь 

Подпишитесь на журнал НВ по специальной цене

До конца ноября дешевле на 110 грн.
Оформите подписку на журнал на 12 месяцев всего за 559 грн.

Оформить подписку

Ukraine-2020

Facebook Twitter Google+

Leave a Comment