Почему датские дети любят учиться. Блог Татьяны Годард

Что меня всегда позитивно впечатляло в Дании, так это то, что у детей нет привычных нам “школьных” проблем: с уроками, оценками, учителями, одноклассниками

Они спокойно учатся и идут в школу с удовольствием. Секрет успеха прост и его вполне можно использовать у нас.

Думаете, дети в Дании счастливы, потому что им уделяют слишком много внимания? Как раз наоборот: родители сосредоточены на карьере, потому что быть на плаву в стране с такими высокими налогами не так-то просто. А  у дедушек и бабушек с выходом на пенсию жизнь только начинается, и внуками они не занимаются.

Фишка в том, что детям доверяют и с самого раннего возраста учат самостоятельности. Им говорят, что у них обязательно все получится: возможно, не с первой попытки, но получится обязательно. Так впоследствии и с уроками. Дети все делают самостоятельно, а если нужно, родители лишь подталкивают их к правильному решению. На мой взгляд, это базовая ценность датчан, то, почему из года в год они становятся, согласно рейтингам, самой счастливой нацией в мире. Если человек с детства привык к мысли, что ему все по силам, это становится важнейшей частью его сознания, помогает во взрослой жизни — как в личных отношениях, так и в карьере.

Одна из главных целей обучения в датской школе – не зубрежка, а развитие творческих способностей ребенка, гибкости мышления, умения взаимодействовать со сверстниками. Детей учат свободно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, объяснять свои убеждения понятным языком и находить веские аргументы.

Им объясняют, что да, цель, разумеется, важна, но еще и важен процесс, потому что именно в процессе мы учимся на ошибках и нарабатываем навыки, которые пригодятся при решении следующей задачи. Важное место в учебных играх уделяется развитию взаимодействия и взаимопомощи. Каждый важен, нет явных лидеров и аутсайдеров, что позволяет детям учиться в спокойной атмосфере, не страдая от насмешек одноклассников.

С детьми преподаватели исключительно вежливы: на учеников нельзя не то что кричать, но и просто повышать голос. На мой взгляд, это один из самых ценных моментов не только датской образовательной системы, но и культуры общения в целом. Точно такие же отношения и в рабочих коллективах: предельно демократичные и уважительные. Владельцы датских компаний, топ-менеджеры и персонал самого низкого ранга называют друг друга на “ты” и по имени. Проявление высокомерия – признак дурного тона.

Если говорить о системе образования, то в школу идут в шесть лет, в независимости от даты дня рождения. То есть, если малышу исполнится шесть 31 декабря, он все равно идет в школу в августе этого года (учеба начинается в конце лета). Длительность получения полного среднего образования в Дании – 12 лет, но учиться в 10-м, а также 11-м и 12-м классах не обязательно. Образование в государственных школах (Folkeskole) бесплатное, его получает большинство детей. Но есть и частные учебные заведения (Privatskole), а также особые христианские – Вальдорские школы.

Проявление высокомерия – признак дурного тона

Уроков задают не много, все делается в основном в классе. Поэтому дома дети могут полноценно отдохнуть, пойти в спортклубы или досуговые центры. В последние годы физическому воспитанию уделяется повышенное внимание. Иногда в один день проходит несколько уроков физкультуры, большинство детей тренируется в спортивных секциях.

Со 2-го по 8-й класс регулярно проводятся тестирования. Во втором это проверка знаний по датскому языку, а в восьмом – по биологии, географии и физике. Для каждого ребенка составляется индивидуальный учебный план. При этом оценки  ставят лишь с восьмого класса. Если малыш не успевает, учителя занимаются с ним индивидуально, причем бесплатно.

Интересно, что ученики могут сами выбирать преподавателей, это стимулирует последних постоянно работать и над повышением профессионализма, и личностных качеств. Важно, чтобы они шли в ногу со временем, использовали новейшие методики преподавания, работали со свежей информацией, иначе их классы будут пусты.

Зато учителям предоставляют максимум свободы. Они могут самостоятельно составлять учебный план, выбирать материалы и даже внедрять в образовательный процесс свои разработки. Ориентировочный план занятий предлагает коммуна (местный орган власти), поэтому учебники, количество часов по разным предметам в школах могут существенно отличаться в зависимости от города и региона. Есть просто 15 обязательных для изучения дисциплин и в плане коммуны указывается перечень минимальных  баллов, которые должны набрать дети в конце года, отдельно по каждому предмету. 

Выпускники средних школ получают сертификаты – studentereksamen и могут продолжить учебу в одном из трех видов вузов – профессиональном училище, колледже или университете. Для тех, кому сложно определиться с выбором предусмотрены постшколы (Efterskole). Здесь можно год учиться, прежде чем решить, куда идти дальше. В постшколах  уделяется внимание предметам, которые не преподавались или не достаточно глубоко изучались в средней школе. 

То есть, сама образовательная система довольно проста и ничего уникального в ней нет. А вот подход к учебному процессу – это то, что нашим школам стоило бы перенять: максимум свободы, творчества, взаимного уважения и поддержки – и между школьниками, и в отношениях ученик-учитель. Звучит просто, но внедрить довольно сложно, ведь для этого придется менять сознание.

Другие советы Татьяны Годард читайте на thebroccolitrick.com

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Больше блогов здесь

 

Хотите знать не только новости, но и что за ними стоит?

Читайте журнал Новое Время онлайн.
Подпишитесь прямо сейчас

Читайте 3 месяца за 59 грн

Facebook Twitter Google+

Leave a Comment